Тематичекий урок, посвящённый празднованию Дня словаря

Словарная культура, являющаяся одним из показателей уровня развития общей культуры и просвещённости, как всего общества, так и отдельной личности, является одной из основ информационной грамотности и необходима школьнику для достижения высоких личностных, предметных и метапредметных результатов освоения основной образовательной программы, предусмотренной ФГОС.

Работу со словарями разных типов необходимо осуществлять на протяжении всего образовательного процесса, начиная с начальной школы и продолжая  в основной школе. Практика систематического использования словарей в учебной и внеурочной деятельности признана способствовать формированию интеллектуальных навыков ученика в области универсальных учебных действий: поиска информации, логических действий по формированию понятий, обработке и хранению информации.

         Учитель русского языка и литературы Ямалетдинова Р.И. провела урок, посвящённый празднованию Дня словаря, отмечаемого Российской Федерацией 22 ноября ежегодно,  в связи с днём рождения в этот день Владимира Ивановича Даля, создателя первого «Толкового живого великорусского словаря». На уроке в 7 классе учащиеся  работали со словарями антонимов, синонимов, орфографическим словарём, словарём иностранных слов, этимологическим словарём, словообразовательным и толковыми словарями.

Здесь же на уроке им были предложены стихотворения о словарях, загадки и пословицы.

О «Словаре живого великорусского языка» вспоминает   С.Я.Маршак. 

Словарь.

             Усердней с каждым днём гляжу в словарь,

             В его столбцах мерцают искры чувства.

             В подвалы слов не раз сойдёт искусство,

             Держа в руке свой потайной фонарь.

             На всех словах – события печать,

             Они дались не даром человеку.

             Читаю: Век. От века. Вековать.

             Век доживать, Бог сыну не дал веку.

             Век заедать, век заживать чужой…

             В словах звучат укор, и гнев, и совесть.

             Нет, не словарь лежит передо мной,

             А древняя рассыпанная повесть.

Много интересного узнали ребята о жизни Владимира Ивановича Даля, создателе «Толкового живого великорусского языка».

         С увлечением учащиеся  выполняли задания, искали ответы  на вопросы,

Целью занятия было формирование у школьников потребности в обращении к словарям и навыков работы с ними, а также развития умения извлекать из словарей информацию, необходимую для решения учебных задач по разным дисциплинам.