Словарная культура, являющаяся одним из показателей уровня развития общей культуры и просвещённости, как всего общества, так и отдельной личности, является одной из основ информационной грамотности и необходима школьнику для достижения высоких личностных, предметных и метапредметных результатов освоения основной образовательной программы, предусмотренной ФГОС.
Работу со словарями разных типов необходимо осуществлять на протяжении всего образовательного процесса, начиная с начальной школы и продолжая в основной школе. Практика систематического использования словарей в учебной и внеурочной деятельности признана способствовать формированию интеллектуальных навыков ученика в области универсальных учебных действий: поиска информации, логических действий по формированию понятий, обработке и хранению информации.
Учитель русского языка и литературы Ямалетдинова Р.И. провела урок, посвящённый празднованию Дня словаря, отмечаемого Российской Федерацией 22 ноября ежегодно, в связи с днём рождения в этот день Владимира Ивановича Даля, создателя первого «Толкового живого великорусского словаря». На уроке в 7 классе учащиеся работали со словарями антонимов, синонимов, орфографическим словарём, словарём иностранных слов, этимологическим словарём, словообразовательным и толковыми словарями.
Здесь же на уроке им были предложены стихотворения о словарях, загадки и пословицы.
О «Словаре живого великорусского языка» вспоминает С.Я.Маршак.
Словарь.
Усердней с каждым днём гляжу в словарь,
В его столбцах мерцают искры чувства.
В подвалы слов не раз сойдёт искусство,
Держа в руке свой потайной фонарь.
На всех словах – события печать,
Они дались не даром человеку.
Читаю: Век. От века. Вековать.
Век доживать, Бог сыну не дал веку.
Век заедать, век заживать чужой…
В словах звучат укор, и гнев, и совесть.
Нет, не словарь лежит передо мной,
А древняя рассыпанная повесть.
Много интересного узнали ребята о жизни Владимира Ивановича Даля, создателе «Толкового живого великорусского языка».
С увлечением учащиеся выполняли задания, искали ответы на вопросы,
Целью занятия было формирование у школьников потребности в обращении к словарям и навыков работы с ними, а также развития умения извлекать из словарей информацию, необходимую для решения учебных задач по разным дисциплинам.